Управление здравоохранения г. Таганрога
Телефон для обращений +7 (8634) 31-28-33
НовостиНовости здравоохранения – Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2018 год

Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2018 год

Министерство труда и социальной защиты

Российской Федерации

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД

О ПОЛОЖЕНИИ ДЕТЕЙ И СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ,

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2018 год

ВВЕДЕНИЕ

 

Улучшению положения семей и детей способствуют принимаемые программы и вносимые в действующее законодательство Российской Федерации изменения.

В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, а также учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 период 2018-2027 годов объявлен Десятилетием детства в Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. № 1375-р утвержден план основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.

В рамках реализации плана определены основные направления государственной политики в сфере защиты детства: повышение благосостояния семей с детьми, обеспечение всестороннего образования, безопасности, здоровья, культурного развития, безопасного информационного пространства для детей, права ребенка на воспитание в семье, обеспечение и защита прав и интересов детей, социальной защиты детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, организация безопасного детского отдыха, производство качественных детских товаров и продуктов питания.

С 1 января 2018 года вступил в силу «демографический пакет», объявленный Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 28 ноября 2017 года на заседании Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, включающий:

- предоставление ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) с 1 января 2018 года первого ребенка и ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) с 1 января 2018 года второго ребенка за счет средств материнского (семейного) капитала,

- изменение критериев при определении субъектов Российской Федерации, в отношении которых осуществляется софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с предоставлением ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей.

В целях улучшения жилищных условий семей с 1 января 2018 года гражданам Российской Федерации, в которых с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года родился второй или последующий ребенок, предоставлено право на получение ипотечного (жилищного) кредита по ставке 6% годовых.

Несмотря на позитивные тенденции, связанные с улучшением положения детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации, в том числе в части повышения уровня их благосостояния и обеспеченности жилыми помещениями, снижения числа детей, лишенных семейного окружения, повышения доступности образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, вариативности форм получения дошкольного образования, сохраняется ряд проблем.

В частности, не решена проблема 100% охвата дошкольным образованием детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, а в ряде субъектов Российской Федерации – детей в возрасте от 3 до 7 лет. Сохраняется проблема по обеспечению питанием детей, обучающихся в общеобразовательных организациях, по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, снижению уровня бедности семей с детьми.

Решению указанных проблем, а также повышению в целом уровня жизни граждан, созданию комфортных условий для проживания будет способствовать реализация разработанных во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» национальных проектов и входящих в их состав федеральных и региональных проектов.

В настоящем докладе содержится анализ основных аспектов государственной политики в отношении детей и семей, имеющих детей, за 2018 год в сравнении с 2016 и 2017 годами.

Доклад подготовлен в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 248 «О государственном докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации» в целях обеспечения органов государственной власти Российской Федерации объективной, систематизированной информацией о положении детей и семей, имеющих детей, тенденциях его изменения для определения приоритетных областей и направлений деятельности по решению проблем детства, а также в целях разработки необходимых мероприятий по обеспечению прав детей, их защиты и развития.

Структура доклада отражает вопросы социально-экономического положения семей с детьми, состояния здоровья женщин и детей, питания, образования, воспитания и развития детей (в том числе детей-инвалидов, детей мигрантов), трудовой занятости подростков и родителей, профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Доклад основывается на официальных материалах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В приложении к докладу приведены перечень основных нормативных правовых актов, принятых в 2018 году, оказывающих влияние на различные аспекты жизнедеятельности детей и семей с детьми, а также статистические показатели, характеризующие динамику изменения положения детей в
2016–2018 годах.


 

 

1. ОСНОВНЫЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

По оценке Росстата, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2019 года составила 146,8 млн. человек.

В 2018 году продолжалась реализация Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351
(далее – Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года), направленной на усиление государственной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием ребенка, однако уменьшение численности женщин репродуктивного возраста привело к снижению рождаемости.

На 1 января 2019 года, по оценке Росстата, численность детей и подростков в возрасте до 18 лет, постоянно проживающих в Российской Федерации, выросла на 234,7 тыс. человек (0,8%) и составила 30 215 тыс. человек. Доля детей и подростков в общей численности населения увеличилась с 20,4% до 20,6%. При этом в результате низкой рождаемости, зафиксированной в 2018 году, численность детей в возрасте от 0 до 5 лет составила 9 032 тыс. человек (-3,4%). Однако снижение численности данной возрастной группы было компенсировано ростом в прочих возрастных когортах: 3 844 тыс. человек (+2,6%) – 5-6 лет; 14 554 тыс. человек (+2,8%) –
7-15 лет; 2 785 тыс. человек (+2,1%) – 16-17 лет.

В 2018 году родилось на 86,0 тыс. детей меньше, чем в 2017 году
(2018 г. – 1 604,3 тыс. детей; 2017 г. – 1 690,3 тыс. детей; 2016 г. – 1 888,7 тыс. детей), при этом суммарный коэффициент рождаемости, характеризующий среднее число детей, рожденных одной женщиной репродуктивного возраста, в 2018 году также снизился и составил 1,579 детей на 1 женщину
(2017 г. – 1,621 ребенок; 2016 г. – 1,762 ребенка).

Общий коэффициент рождаемости в 2018 году снизился до 10,9 родившихся на 1 000 человек населения (2017 г. – 11,5 родившихся на 1 000 человек населения; 2016 г. – 12,9 родившихся на 1 000 человек населения). Это обусловлено, в том числе снижением численности женщин репродуктивного возраста в общей численности населения. Так, на 1 января 2019 года по сравнению с началом 2018 года снижение численности женщин в возрасте
15-49 лет составило 221,9 тыс. человек или 0,6%. При этом наибольшее влияние на рождаемость оказывает снижение численности женщин в возрасте 19-29 лет, которое составило 587,3 тыс. человек или 6,0% (за 2 года снижение составило
1 192,5 тыс. женщин или 11,5%).

В 2018 году по сравнению с предыдущим годом отмечено снижение числа зарегистрированных браков (2018 г. – 893,0 тыс. браков; 2017 г. – 1 049,7 тыс. браков; 2016 г. – 985,8 тыс. браков; 2015 г. – 1 161,1 тыс. браков). Коэффициент брачности в 2018 году составил 6,1 на 1 000 человек населения (2017 г. – 7,1 на 1 000 человек населения; 2016 г. – 6,7 на 1000 человек населения; 2015 г. – 7,9 на 1 000 человек населения).

Реализация мер государственной политики, направленных на поддержание здоровья населения, оказывает влияние на демографические процессы. Материнская смертность непрерывно снижалась с 2009 года, однако в 2018 году, несмотря на снижение числа материнских смертей, коэффициент материнской смертности увеличился на 0,3 единицы и составил 9,1 на 100 тыс. родившихся живыми (2017 г. – 8,8 на 100 тыс. родившихся живыми;
2016 г. – 10,0 на 100 тыс. родившихся живыми; 2015 г. – 10,1 на 100 тыс. родившихся живыми).

Снижение младенческой смертности, сохраняющееся на протяжении длительного периода, продолжилось и в 2018 году (2018 г. – 8,2 тыс. детей; 2017 г. – 9,6 тыс. детей; 2016 г. – 11,4 тыс. детей). В 2018 году по сравнению с 2017 годом число умерших детей в возрасте до 1 года уменьшилось на 1 333 человека, а показатель младенческой смертности на 1 000 родившихся живыми снизился на 0,5 и составил 5,1 (2017 г. – 5,6; 2016 г. – 6,0; 2015 г. – 6,5).

Миграционный приток населения из зарубежных стран (в основном из государств-участников СНГ) также влияет на численность детей, постоянно проживающих в Российской Федерации. В 2018 году миграционный прирост снизился на 41,1% по сравнению с 2017 годом и составил 124,9 тыс. человек.

 

 

2. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

 

Социально-экономические условия реализации государственной политики в отношении семей, имеющих детей

Необходимые предпосылки для решения задач социального развития, включая улучшение положения семьи и детей, создает развитие экономики. В связи с этим основное внимание при определении мер социально-экономического развития уделяется поддержанию макроэкономической стабильности, привлечению инвестиций в экономику, созданию других условий устойчивой экономической динамики.

В 2018 году рост ВВП ускорился до 2,3% с 1,6% в 2017 году. В отраслевом разрезе увеличение темпов роста ВВП по сравнению с предыдущим годом было обеспечено такими секторами, как промышленность, транспортно-логистический комплекс, строительство, финансовая деятельность.

Рост добывающих отраслей в 2018 году ускорился в 1,6 раза по сравнению с предшествующим годом (до 3,9% с 2,4% в 2017 году). Благоприятная динамика добычи полезных ископаемых была обусловлена в первую очередь наращиванием выпуска нефтяной отраслью во второй половине года в результате изменения параметров соглашения ОПЕК+ в июне 2018 года.

Обрабатывающая промышленность в 2018 году продолжала расти темпами, сопоставимыми с 2017 годом (на 1,6% и 1,2%, соответственно). Ключевыми драйверами ее роста оставались такие основополагающие производства, как пищевая и химическая отрасли, деревообработка, производство стройматериалов. В разрезе компонентов спроса ускорение роста ВВП в 2018 году по сравнению с предыдущим годом было обеспечено внешним сектором – более высоким темпом роста экспорта при значительном замедлении динамики импорта в реальном выражении. При этом внутренний спрос также продолжал устойчиво расти. Инвестиции в основной капитал второй год подряд демонстрировали значительный рост (на 4,3% в 2018 году после 4,8% в 2017 году). Расходы домашних хозяйств на конечное потребление продолжили рост, который по итогам года составил 2,3%. Поддержку потребительскому спросу оказывал динамичный рост реальных заработных плат, который по итогам 2018 года ускорился до 8,5% с 2,9% в 2017 году. Существенное увеличение темпов роста заработных плат в 2018 году было связано в первую очередь с достижением соотношений, установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-599 в части повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы. В то же время ситуация на рынке труда, характеризовавшаяся рекордно низкими уровнями безработицы (4,8%),способствовала динамичному росту оплаты труда и в частном секторе.

Внешние условия развития экономики в 2018 году были непростыми. Усилилась волатильность на мировых товарных и финансовых рынках, в особенности на рынках развивающихся стран. Дополнительным фактором давления на цены российских активов стала санкционная политика США. Эти факторы сказались на динамике курса рубля, который в 2018 году продемонстрировал существенное ослабление (на 8,2% к корзине валют
стран – торговых партнеров и на 13,0%– к доллару США). Вместе с тем фундаментальные факторы, определяющие курс рубля к иностранным валютам (состояние платежного баланса, показатели государственных финансов, экономическая динамика), оставались благоприятными. В частности, профицит счета текущих операций по итогам 2018 года достиг самого высокого значения за весь период наблюдений (113,8 млрд. долларов США). Несмотря на снижение в конце года по некоторым позициям, цены на основные товары российского экспорта в 2018 году в целом оставались выше, чем в предшествующем году. В частности, среднегодовая цена на нефть марки «Юралс» по итогам 2018 года увеличилась до 70,0 долларов США за баррель с 53,0 долларов США за баррель годом ранее. В части несырьевого товарного экспорта продолжился рост физических объемов экспорта продукции агропромышленного комплекса, металлургии, машиностроения. Экспорт услуг в 2018 году вырос на 12,1%, что стало отражением, в том числе проведенного в Российской Федерации чемпионата мира по футболу.

Кроме того, действующая конструкция макроэкономической политики ограничивает чувствительность основных экономических показателей к изменениям внешней конъюнктуры. Одним из свидетельств возросшей устойчивости российской экономики к внешним шокам является динамика курса рубля в IV квартале 2018 года. Цена на нефть марки «Юралс» в октябре-декабре снизилась приблизительно на 40%, при этом ослабление рубля к доллару США за тот же период составило около 5%. Для сравнения в IV квартале 2014 года при сопоставимом по масштабу снижении цен на нефть рубль ослаб более чем на треть в номинальном выражении относительно доллара США.

С учетом стабилизации ситуации на валютном рынке Банк России в конце2018 года принял решение о возобновлении с 15 января 2019 года регулярных покупок иностранной валюты в рамках бюджетного правила, которые были приостановлены с 23 августа 2018 года в целях обеспечения финансовой стабильности на валютном рынке. С 1 февраля 2019 года регулятор также приступил к проведению отложенных в 2018 году покупок иностранной валюты на внутреннем рынке, которые будут осуществляться равномерно в течение 36 месяцев.

Ослабление рубля в 2018 году внесло вклад в ускорение инфляции, которая по итогам прошлого года составила 4,3% (2017 г. – 2,5%). Давление на темпы роста потребительских цен в 2018 году также оказывали специфические тенденции на рынках отдельных продовольственных (сахар, яйца, мясопродукты) и непродовольственных товаров (табак, моторное топливо).

 

Оценка социально-экономического положения семей, имеющих детей

Социально-экономическое положение семьи зависит от ее состава, количества и возраста детей, жилищной обеспеченности, трудовой деятельности и уровня дохода, состояния здоровья членов семьи и многих других факторов, влияющих на жизнедеятельность.

На стабильность семьи, репродуктивное поведение и здоровье членов семьи оказывает влияние уровень и качество их жизни.

Падение реальных денежных доходов происходило 4года. В 2018году удалось выйти на положительный результат. Реальные располагаемые денежные доходы в 2018 году составили 100,1% к 2017году (2017 г.– 99,5%; 2016 г. – 95,5%).

Реальная начисленная заработная плата в 2018 году составила 108,5% к уровню предыдущего года (2017 г. – 102,9%; 2016 г. – 100,8%).

Реальный размер назначенных пенсий (с учетом единовременной выплаты пенсионерам в январе 2017 года в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. № 385-ФЗ в размере 5 тыс. рублей) составил в 2018 году к 2017 году 100,8% (2017 г. – 103,6%; 2016 г. – 96,6%).

Покупательная способность денежных доходов населения (соотношение между среднедушевыми денежными доходами и величиной прожиточного минимума на душу населения) в 2018 году незначительно увеличилась и составила 3,2 раза (2017 г. – 3,1 раза; 2016 г. – 3,1 раза).

В 2018 году, по предварительным данным, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 18,4 млн. человек или 12,6% общей численности населения (2017 г. – 19,0 млн. человек или 12,9%; 2016 г. – 19,4 млн. человек или 13,2%).

Дифференциация денежных доходов (соотношение между доходами 10% наиболее обеспеченного населения и 10% наименее обеспеченного населения), по предварительным данным, в 2018 году составила 15,5 раза (2017 г. – 14,6 раза; 2016 г. – 14,8 раза).

На долю 10% наиболее обеспеченного населения, по предварительным данным, в 2018 году приходилось 30,3% общего объема денежных доходов (2017 г. – 30,1%; 2016 г. – 30,2%), а на долю 10% наименее обеспеченного населения – 1,9% (2017 г. – 2,1%; 2016 г. – 2,0%).

Дефицит денежного дохода малоимущего населения в 2018 году, по предварительным данным, не изменился по сравнению с 2017 годом и составил 1,2% общего объема денежных доходов населения.

В структуре денежных доходов населенияпо источникам поступления основную и все увеличивающуюся долю занимает оплата с учетом скрытых доходов (2018 г. – 66,9%; 2017 г. – 65,4%; 2016 г. – 66,4%). Доля социальных выплат в общем объеме денежных доходов населения в 2018 году составила 19,4% (2017 г. – 19,4%; 2016 г. – 18,8%).

 

Характеристика миграционных процессов

По данным Государственной информационной системы миграционного учета (далее – ГИСМУ), сведения которой отражают данные информационных систем, формируемых в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность МВД России, не являющиеся официальной статистической отчетностью, в 2018 году на территорию Российской Федерации въехало более 16,8 млн. иностранных граждан (2017 г. – 17,1 млн. иностранных граждан; 2016 г. – 16,4 млн. иностранных граждан). Численность прибывших детей в возрасте до 18 лет составила 1,6 млн. человек или 9,2% от общего числа иностранных граждан, въехавших на территорию Российской Федерации (2017 г. – 9,3%; 2016 г. – 9,5%).

В числе въезжающих несовершеннолетних мигрантов большинство традиционно прибывает из государств-участников Содружества Независимых Государств (далее – СНГ) – 72,5% (2017 г. – 74,8%; 2016 г. – 74,4%). В 2018 году численность детей, прибывших из указанных стран, возросла на 61,7 тыс. человек или 5,7%, в основном за счет увеличения потока из Таджикистана (+38 тыс.), Киргизии (+16,1 тыс.) и Узбекистана (+13 тыс.). Значительное снижение прибывших детей отмечено из таких стран, как Армения(-12 тыс.) и Азербайджан (-10,3 тыс.).

Продолжается рост числа прибывающих детей из стран Европейского союза (далее – ЕС). В 2018 году увеличение составило 9,8% или 13,6 тыс. человек (152,6 тыс.). Абсолютный прирост прибывших детей-иностранцев из стран ЕС сформировался в основном за счет въезда детей из Эстонии (+2,5 тыс.), Польши (+2,2 тыс.), Латвии (+2,2 тыс.), Франции (+2 тыс.), Финляндии (+1,6 тыс.) и Швеции (+1,1 тыс.).

Из числа прибывающих детей других стран значительное увеличение прослеживается только у граждан Китая (+18,1 тыс.).

Большинство среди прибывших несовершеннолетних мигрантов составляют граждане Украины – 373,9 тыс. или 23,5% от общего числа въехавших детей, Казахстана – 257 тыс. или 16,2%, Таджикистана – 125,8 тыс. или 7,9%, Киргизии – 100,2 тыс. или 6,3% и Узбекистана – 99,8 тыс. или 6,3%.

В общем потоке прибывающих на территорию Российской Федерации иностранных граждан различных государств преобладают дети Абхазии (доля несовершеннолетних составляет 26,3% от всего потока прибывающих из данной страны) и Эстонии (доля несовершеннолетних составляет 17,2%).

Более 55% несовершеннолетних мигрантов прибыли с родителями, заявившими целью своего въезда «частная», 15,1% – «туризм» и только 4,4% детей прибыли совместно с трудовыми мигрантами.

В 2018 году с территории Российской Федерации выехало 14,6 млн. человек, в том числе несовершеннолетних – 1,4 млн. или 9,4% (2017 г. – 1,4 млн. или 9,4%; 2016 г. – 1,4 млн. или 9,2%).

По состоянию на 1 января 2019 года на территории Российской Федерации находилось более 1,2 млн. детей-мигрантов, большинство из которых являются гражданами Украины (228,8 тыс. или 18,9%), Таджикистана (171,6 тыс. или 14,2%) и Узбекистана (142,4 тыс. или 11,8%). В числе детей-мигрантов стран дальнего зарубежья большинство находящихся в России прибыли из Китая (25,5 тыс. или 2,1%), Германии (13,4 тыс. человек или 1,1%) и Вьетнама (7,7 тыс. или 0,6%).

В 2018 году по месту жительства зарегистрировано 57,7 тыс. несовершеннолетних мигрантов, что составляет 10,4% от общего количества зарегистрированных иностранных граждан (2017 г. – 63,7 тыс. или 11,3%;
2016 г. – 76,5 тыс. или 12,3%).

Наибольшее количество детей мигрантов, зарегистрированных по месту жительства, в общем числе иностранных граждан различных государств принадлежит Вьетнаму (18,5%) и Туркмении (14,2%).

Основными регионами регистрации по месту жительства мигрантов до 18 лет в 2018 году являлись: Московская область (7,1% от общего числа зарегистрированных мигрантов до 18 лет), Краснодарский край (4,8%от общего числа зарегистрированных мигрантов до 18 лет), Воронежская (4%от общего числа зарегистрированных мигрантов до 18 лет) и Ростовская (3,5%от общего числа зарегистрированных мигрантов до 18 лет) области и г. Москва (3,8%от общего числа зарегистрированных мигрантов до 18 лет).

В 2018 году гражданство Российской Федерации приобрели более 70 тыс. детей-мигрантов (2017 г. – 68 тыс. детей-мигрантов; 2016 г. – 69,8 тыс.
детей-мигрантов), что составляет 26% от общего количества иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых в российское гражданство.

В числе несовершеннолетних мигрантов, принятых в гражданство Российской Федерации, более 43% (30,1 тыс.) являются членами семей участников государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 (далее – государственная программа), 38,5% (27 тыс.) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации. В соответствии с международными соглашениями в гражданство Российской Федерации принято 1,2 тыс. детей в возрасте до 18 лет. Также в гражданство Российской Федерации принято 66 детей, помещенных под надзор в российские организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Российская Федерация является участником Конвенции ООН 1951 года и Протокола к ней 1967 года, касающихся статуса беженца, а также целого ряда других международных инструментов в области защиты прав человека. В Российской Федерации создана развитая система законодательства в области защиты беженцев и перемещенных лиц.

Признание беженцем лица, не достигшего возраста 18 лет и прибывшего на территорию Российской Федерации без сопровождения родителей или опекунов, либо определение его иного правового положения на территории Российской Федерации осуществляется с учетом интересов лица в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-1
«О беженцах», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с законодательством Российской Федерации дети лиц, признанных беженцами, и лиц, получивших временное убежище, вправе получать содействие органов исполнительной власти по их устройству в общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования.

В 2018 году 1,5 тыс. несовершеннолетних были включены в заявления родителей о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации и 60 несовершеннолетних – в ходатайства о предоставлении статуса беженца.

На конец отчетного периода на учете в территориальных органах МВД России состояло 16,3 тыс. детей, получивших временное убежище
(2017 г. – 32,8 тыс. детей, получивших временное убежище; 2016 г. – 57 тыс.детей, получивших временное убежище;), что составляет 21,2% от общего количества лиц данной категории и 139 – имеющих статус беженца
(2017 г. – 139 детей, имеющих статус беженца; 2016 г. – 137 детей, имеющих статус беженца), что составляет 24,3% от общего числа лиц, признанных и состоящих на учете в качестве беженцев.

 

Распределение несовершеннолетних детей, включенных в заявления родителей
о предоставлении временного убежища и ходатайства о предоставлении статуса беженца,
по возрастному составу

Вид учета

до 5 лет

от 6 до 15 лет

от 16 до 17 лет

Включены в заявления о предоставлении временного убежища

5 376

9 411

1 482

Включены в ходатайства о предоставлении статуса беженца

35

102

2

 

Численность детей, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами и не достигших возраста 18 лет, по состоянию на 1 января 2019 года составила 174 человека, в том числе до 5 лет – 6 человек, от 6 до 15 лет – 84 человека, от 16 до 17 лет – 84 человека.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий оказывают содействие в устройстве детей вынужденных переселенцев в государственные и муниципальные дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, а также в переводе их в первоочередном порядке в соответствующие профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования.

По данным статистической отчетности МВД России, на территорию Российской Федерации в качестве членов семей – участников государственной программы в 2010-2018 годах переселилось 176,9 тыс. детей, в том числе в 2018 году – 24,8 тыс. человек.

Доля числа переселившихся детей в составе семей – участников государственной программы в 2018 году составила 23,1% (2017 г. – 21,8%;
2016 г. – 20,9%).

 

Общая характеристика российского рынка детских товаров

Ключевым показателем развития индустрии детских товаров в соответствии со Стратегией развития индустрии детских товаров на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. № 962-р (далее – Стратегия развития индустрии детских товаров), является доля российских товаров для детей на российском рынке. Доля отечественных товаров для детей в 2018 году увеличилась до 27,57%, а объем рынка детских товаров в 2018 году достиг 812,2 млрд. рублей
(2017 г. – 780,2 млрд. рублей; 2016 г. – 737,5 млрд. рублей).

Объемы российского производства индустрии товаров для детей в 2018 году составили 223,9 млрд. рублей (2017 г. – 208,8 млрд. рублей; 2016 г. – 196,6 млрд. рублей).

Согласно экспертным исследованиям, наибольший прирост в объемах внутреннего производства за 2018 год зафиксирован в изготовлении одежды и обуви, а также товаров для детского творчества – на 8,2% и 8,7%, соответственно.

Объем отечественного производства детских удерживающих устройств в 2018 году вырос на 8% по отношению к 2017 году. Аналогичные тенденции наблюдаются в производстве игр, игрушек и робототехники.

По оценкам экспертов, объём отечественного производства детских игр и игрушек в 2018 году вырос на 7,9% по отношению к прошлому году. Наиболее активный рост произошел за счет игрушек для интеллектуального развития детей, поскольку отечественные производители за последние годы вышли на лидирующие позиции в этом сегменте.

В последнее время кроме компаний, традиционно выпускающих товары для школы и детского творчества, появилось большое количество специализированных фирм, выпускающих разнообразные наборы для творчества (плетение из пушистой проволоки, валяние из шерсти, изготовление браслетов-жгутиков).

Объём производства товаров для детей с использованием образов отечественной детской литературы и мультипликации за 2018 год составил около 1,04 млрд. рублей, что на 6,8% выше аналогичного показателя 2017 года.

Совокупный объем экспорта товаров для детей по всем сегментам рынка детских товаров в 2018 году составил 473,58 млн. долларов США
(2017 г. – 462,12 млн. долларов США; 2016 г.–440,95 млн. долларов США).

Увеличение экспорта российских игрушек связано с ростом объема российского производства. С 2014 по 2018 год объемы российского производства увеличились более чем на 20%.

Наибольшими по объему экспорта в 2018 году сегментами рынка детских товаров являются «санитарно-гигиенические и косметические средства» –172,18 млн. долларов США (-40,3% к 2017 году) и «одежда и обувь» – 124,1 млн. долларов США (+17,6% к 2017 году), соответственно.

Ряд сегментов рынка детских товаров показали значительный экспортный рост в 2018 году по отношению к предшествующему году: «детские удерживающие устройства» – на 35,9%, «спорт и творчество» – на 15,8%.

 

с полной версией текста можно ознакомится тут

13.01.2020
Независимая оценка качества
НАШИ НОВОСТИ